МБДОУ "Кударинский детский сад"
|
Нейропсихологические особенности детей дошкольного возрастаСтатья, опубликованная в сборнике творческих работ преподавателей дошкольных образовательных учреждений «Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста» Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Высшим центром регуляции и управления всей деятельностью организма, начиная от самых примитивных физиологических отправлений и кончая сложнейшими психическими процессами у человека, является кора головного мозга. Активное формирование полушарий мозга начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые годы постнатального развития, особенно до 2 лет. Клеточное строение, форма и расположение борозд и извилин приближается к взрослому мозгу в 7 лет. А в лобных долях это различие сглаживается только к 12 годам. Существует прямая зависимость между морфофункциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием психических функций у детей. Окончательное созревание больших полушарий и коры мозга завершается к 20-22 годам. По данным Е.П.Кононовой, «в некоторых полях особенно увеличивается поверхность к двухлетнему возрасту, в некоторых полях увеличение поверхности заканчивается в возрасте 7 – 12 лет». Гетерохронность созревания является закономерностью общего характера, относящиеся к каждому из полушарий в целом. Главнейший комплекс, соединяющий полушария – мозолистое тело – согласно новейшим данным, в возрасте 7 лет и позднее заметно увеличивается в объеме. Рельеф мозолистого тела в постнатальном детстве усложняется за счет интенсивного роста концентрированных пучков, направляющихся к лобным, затылочным и височным долям обоих полушарий. Все это свидетельствует о более позднем и более длительном, чем думали раньше, процессе созревания механизмов, обеспечивающих парную сопряженную деятельность обоих полушарий и единство мозговой структуры. Этим, вероятно, можно объяснить неустойчивость и даже хрупкость механизмов передачи импульсов из одного полушария в другое и сложность интеграции, синтеза связей в мозгу ребенка. По данным С.Б. Дзугаевой, одной из характерных особенностей проводящих путей головного мозга человека является асимметрия в процессе их развития. При этом надо отметить, что асимметрия особо отмечается в филогенетически новых отделах мозга. Межполушарное взаимодействие и межполушарная асимметрия относятся к важнейшим, фундаментальным закономерностям работы мозга. Они характеризуют интегративные особенности работы мозга как единой системы единого мозгового субстрата психических процессов. Функциональная асимметрия головного мозга имеет социальную обусловленность и претерпевает изменения с момента рождения до 18-ти летнего возраста. Этот процесс обусловлен как внешними так и внутренними факторами. К внутренним факторам можно отнести корково- подкорковые связи, нейрохимические процессы, функционирование половых гормонов, иммунные системы. К внешним – условия воспитания и обучения ребенка, особенности культуры в обществе (Еремеева В.Д., Хризман Т.П.). Таким образом, в процессе постнатального развития происходит совершенствование морфологического строения головного мозга, а параллельно этому и совершенствование высшей нервной деятельности ребенка и его психических процессов. Например, поля двигательного центра речи достигают функциональной полноценности только к 7 годам, к этому возрасту они увеличиваются на 64-73% в сравнении с мозгом новорожденного. То же можно сказать и о корковых зонах, ответственных за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что имеет большое значение в формировании речи. Установлены связи левого полушария со словесно-логическим кодированием, аналитической деятельностью, вербальной и отсроченной память. Правого полушарис – с чувственно – сенсорным и образным кодированием, синтетической деятельностью, зрительной, осязательной и кратковременной памятью, восприятием формы. Левое полушарие отвечает не только за осуществление речевой деятельности, но и способностью к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечиваются левым полушарием мозга. Левое полушарие работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно- логический компонент в мышлении ( Ротенберг В.С., Бондаренко С.М). Правое полушарие обеспечивает не только невербальные формы психических функций, но и непосредственный и непроизвольный уровень организации психических в том числе, и речевых процессов. Оно способно схватывать информацию в целом, работать сразу по многим каналам в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. В правом полушарии находятся наши творческие возможности, интуиция, этика, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом, со всеми его составными элементам; Профиль латеральной организации мозга – показатель структурной организации мозга человека, указывающий на степень межполушарного доминирования и асимметрии высших корковых функций и проявляется в своеобразии протекания различных психических процессов и состояний. Таким образом, выявляются определенные этапы функционального созревания коры и подкорковых структур мозга, специфика их взаимных влияний в различные возрастные периоды. В контексте исследования формирования предпосылок учебной деятельности, дети с разной межполушарной асимметрией мозга и нейропсихологических особенностей и разной степенью готовности к школьному обучению была установлена связь между профелем латеральный организацией мозга и нейропсихологическими особенностями и успешностью овладения важными предпосылками учебной деятельности. Качество сформированности некоторых предпосылок учебной деятельности детей может быть выше при условии соответствия их нейропсихологических особенностей. Таким образом на основе анализа исследования можно констатировать, что при подготовке детей к школьному обучению необходимо учитывать нейропсихологические особенности и профиль латеральной организации мозга детей, и на основе данных особенностей определять стратегию работы подготовки детей к школьному обучению. Рассматривая группы с разной степенью готовности детей к школьному обучению, основываясь на групповые особенности ,можно рассмотреть коррекционную работу. План работы с группой детей с высокой степенью готовности к школьному обучению. Уделять больше внимание упражнениям, направленным на формирование правильного дыхания; общей работоспособности детей; зрительной и слуховой интеграции. Рекомендуется включать детей в ритмичную деятельность, а так же в направленную на развитие произвольности регуляцию деятельность. Можно включить в работу образы: слуховые, зрительные, сенсорные. Особое внимание необходимо обратить на то, чтоб дети закрепляли, тренировали умение выстраивать программу собственных действий и следовать ей. Рекомендуется создать комфортную обстановку для использования упражнений на повышение концентрации внимания, темпа работы, повышение уровня произвольности поведения. Рекомендуется включать детей в различные виды деятельности (петь, рисовать, заучивать детские стишки, игра на музыкальных инструментах, танцы), что будет способствовать развитию высокой степени готовности к школьному обучению. План работы с группой детей средней степенью готовности к школьному обучению. Так же уделять больше внимание упражнениям, направленным на формирование правильного дыхания; упражнениям на растяжки; общей работоспособности детей; зрительной и слуховой интеграции. Рекомендуется включать детей в ритмичную деятельность, а так же в направленную на развитие произвольности регуляцию деятельность. В заданиях и упражнениях начальным этапом должны быть простые, несложные упражнения. Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие развитию моторики (пальчиковые гимнастики, игра на музыкальных инструментах, лепка, рисование, пение), формированию стимуляции адаптационных процессов, вырабатыванию психической сопротивляемости в отношении неудач. Рекомендуется индивидуальный подход, индивидуальные объяснения, тщательная разработка инструкций. Упражнения и игры с уклоном на работоспособность нужно строить на смене активных и релаксационных методов работы. Рекомендуется фиксировать внимание детей на деталях, предлагать детям игры и упражнения, способствующие развитию чувства ритма, фонетического слуха, памяти, внимания, мыслительных процессов. Рекомендуются упражнения с использованием символов, олицетворяющие пространственные отношения применительно к самому себе, так и от себя. Игровые упражнения по типу путаница с исправлением действий взрослого, выполненных намеренно с ошибками. Комплекс упражнений на повышение умственной работоспособности, концентрации внимания, повышение уровня произвольности поведения. При выполнении зарядки или на физкультурных занятиях, рекомендуется обратить большое внимание на такое упражнение как маршировка. Необходимо научить ребенка, показать своим примером как правильно сочетаются комбинации положения одновременно правой руки и левой ноги и наоборот. Так же при выполнении зарядки или на физкультурных занятиях, а также при игровой деятельности рекомендуется использовать упражнения на ползание от предмета направо, налево, перед, за предметом, а также в правую\левую сторону от себя, назад, вперед. Необходимо использовать перекрестные движения рук, руки к ноге (правая к левой – левая к правой). Рекомендуется использовать различные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать, целостную систему произвольной регуляции деятельности. План работы с группой детей с низкой степенью готовности к школьному обучению. Детям с низкой степенью готовности рекомендуется индивидуальный подход, индивидуальные объяснения, тщательная разработка инструкций. Подробный показ упражнений, если понадобиться, то совместное выполнение упражнений. Необходима индивидуально на каждого ребенка разработанная коррекционная программа, в соответствии с их нейропсихологическими особенностями. Коррекционная работа должна проводиться поэтапно. На первом этапе должны применяться упражнения на укрепление подкорковых структур. На втором этапе упражнения направленные на развитие восприятия. На третьем этапе упражнения на развитие абстрактных функций. Также необходимо уделять больше внимание упражнениям, направленным на формирование правильного дыхания; общей работоспособности детей. 6 сентября 2014 в 12:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.